Депутаты дали расплывчатый ответ на квартирный вопрос
2 февраля 2007 года

Квартирный вопрос, во-первых, уже за час до начала заседания парламента обозначился на улице перед его зданием. Это был пикет жителей общежитий, перед которыми в результате появления "эффективных хозяев" у предприятий - владельцев общаг нарисовалась перспектива остаться на улице насовсем ("ВК" не раз писала об этих проблемах жителей общежитий "Элекона" и "Красного Востока").

Преодолев более или менее сочувственно это психологическое препятствие, депутаты (и в их числе владелец "Элекона" Николай Колесов) и гости попадали в недавно реконструированное здание парламента, всевозможный комфорт в котором, казалось, полностью исключал мысли о нерешенности квартирного вопроса... но проклятый проник и сюда! Сначала в штаб-квартире парламентаризма вырубились главные микрофоны, и в зале заседаний не слышали, что докладывает докладчик и к чему взывает спикер. Затем уже сами депутаты принялись вместо кнопки голосования жать на "прошу слова" - может, тоже техника подвела, а может, и с досады. Индивидуальные ключи к электронному замку комнаты для прессы тоже срабатывали через раз. Бедолаги сотрудники аппарата, поминая какое-то давешнее "переключение источника питания", сбивались с ног...

Едва все организовалось, как Туфан Миннуллин и Насима Столярова снова повернули коллег лицом к квартирному вопросу, стоявшему на улице, потребовав, чтобы парламент дал на него достойный ответ.

- Надо обязательно собственников пригласить! - напомнил Минтимер Шаймиев. - И решать этот вопрос, не перекладывая ответственность друг с друга.

Это был взгляд в самый корень вопроса, который и состоит в том, что оба друга одинаково хороши - как предприниматели, так и власть. Предприятия приватизировали общежития, чтобы затем делать с их обитателями все, что угодно владельцу - но ведь это госорганы утвердили такую приватизацию... И при условии неперекладывания ответственности вопрос успешно переходил в категорию вечных.

Противостоять вечности взялся лидер татарстанских коммунистов Хафиз Миргалимов:

- В каком мы обществе живем? Женщин, детей - на улицу... Прокуратура говорит: да, нарушен закон о приватизации, "Элекон", Нижнекамскнефтехим, "Красный Восток" не могли включать в состав приватизируемого имущества общежития. А все идет, как идет... Люди должны жить там, где они получили жилье. А господа гендиректора пусть построят новые общежития для своих новых работников!

- Даже получив сегодня информацию от владельцев этих предприятий и общежитий, мы сегодня эту проблему не решим. Лучше собрать комиссию! - нашел выход Фарид Мухаметшин. - Она разберется, и на одном из последующих заседаний...

- Моральная ответственность должна стать материальной, - нахмурился президент. - Но только при условии реальности требований этих граждан! И от них представители в комиссии пусть тоже будут...

В комиссию записались 9 депутатов, а Рустам Минниханов добавил туда же главу минземимущества и начальника правового управления кабмина. Предполагается, что какие-то выводы комиссия сообщит лишь в марте: уже решено, что в повестке февральского заседания Госсовета будет лишь самый главный вопрос - ежегодное послание президента РТ.

Затем квартирный вопрос повернулся к депутатам другой стороной. Кому давать жилье социальное, т.е. без права приватизации, - это должен решить закон "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Его проект, обсуждавшийся Госсоветом в среду, предлагает оставить за исполкомами муниципальных образований право назначать "пороговые значения дохода и стоимости имущества", определяющие, кто из малоимущих должен получить такое жилье, а кто из них для этого недостаточно малоимущий... Добрые слова об этом проекте нашлись лишь у представителя ведомства-автора, замглавы минстроя Раузила Хазиева.

- По этому проекту получается, - сказала Насима Столярова, - если муниципальное образование богатое - у него один порог, а если бедное... Если мы хотим помочь гражданам, мы примем республиканский порог. И может быть, достаточен такой критерий: если человеку отказали во вступлении в социальную ипотеку, то значит, ему жилья никогда не приобрести, и надо включать его в список на социальное...

- Может быть, не в рублях и копейках, - предложил Александр Таркаев, - но необходима универсальная формула: в данном районе при стоимости жилья таком-то... среднем доходе таком-то... Иначе несложно предсказать последствия: все муниципальные образования утвердят порог, при котором все граждане окажутся малоимущими, и мы будем субвенции выделять! Закон в целом сырой, и в последнее время это у нас часто случается, - добавил г-н Таркаев (он единственный из членов профильного комитета воздержался от одобрения этого проекта). - Мы, конечно, внесем поправки... Но когда поправок много, конструкция закона рушится, в нем возникает масса внутренних противоречий, осложняющих его применение.

- Необходимо, - настаивал Александр Штанин, - упростить форму признания человека малоимущим. А то получается, надо юриста и экономиста нанимать, чтобы добиться признания себя малоимущим!

- Министерство сделало... что смогло сделать, - печально констатировал председатель профильного комитета по экономике Марат Галеев. - Но и тянуть с принятием такого закона нельзя, надо же все-таки решать проблему социального жилья...

И проект в первом чтении утвердили. Квартирный вопрос, надо отдать ему должное, в этот день всех в парламенте уже достал, а ведь это было еще только начало. Вот когда будут составлять списки малоимущих...

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казани"